?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
экспертное
sharov43
Оригинал взят у enjinrer в Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
Хочу предложить вашему вниманию материал, который может быть полезен по многим причинам. Не буду утверждать, что эта информация специально замалчивается, но достаточно удивительно, что, как говорится, в широких массах эти факты известны мало.

Оригинал взят у enjinrer в Гелиоцентрическая система мира в допетровской России
Два года назад написал у себя сообщение о том, что во дворце Алексея Михайловича в Коломенском потолковая роспись в одной из комнат представляет из себя изображение гелиоцентрической модели мира. Из чего выходило, что в 17 в., в то время, когда в католической Европе гелиоцентризм находился под запретом, в России он не был сочтен какой-то ересью или крамолой!
Оставалось, правда, одно сомнение: как известно, дворец этот был разобран около 250 лет тому назад, и только недавно воссоздан. И, может быть, художники-восстановители потолки расписывали весьма произвольно и такого изображения не было на самом деле во времена царя Алексея?

И вот, нашлись веские доводы в пользу того, что такое изображение скорее всего имело место быть!

"На потолке дворцовой столовой царя Алексея Михайловича в 1662 г. была нарисована огромная картина, изображавшая знаки зодиака, планеты и их сферы со всеми подробностями, звезды и кометы, эклиптику и другие линии, рассматриваемые в математической астрономии. Эту картину в 1688 г. скопировали для столовой царицы Софьи Алексеевны, а затем и для других царских палат. Были и другие картины астрономического содержания, в том числе в палатах знаменитого Коломенского дворца, бывшего чудом русского деревянного зодчества. Астрономические картины писали мастера Иван Мировский, Степан Петров, Андрей Павлов, Юрий Иванов и Иван Безмин. Мастер Карп Золотарев написал красками на большом листе бумаги копию с картины, находившейся на потолке царской столовой, и, возможно, по ней Петр I в детстве знакомился с астрономией" (Б.А. Воронцов-Вельяминов. «Очерки истории астрономии в России»).

Итак, астрономические изображения в Коломенском дворце были. Правда, может они представляли старый-добрый геоцентризм, а про гелиоцентризм в то время в нашей стране никто и слыхом не слыхивал? Оказывается, достоверно известно, что знакомство русских с теорией Коперника состоялось ещё до постройки дворца. О человеке, чьими усилиями это произошло, и пойдет речь ниже.

Примерно в 1655 году насельник Чудова монастыря иеромонах Епифаний (Славинецкий) в месте с двумя другими, неизвестными монахами осуществил перевод "Космографии" Иоганна Блеу, изданной в 1645 году (т. е. всего-то десятком лет ранее!) в Амстердаме.  Озаглавлен перевод был как "Зерцало всея вселенныя или Атлас новый".



В этом труде "излагаются обе системы, сначала птолемеева, потом коперникова, в таких выражениях: «Иже суть втораго разумения, еже древле Пифагорий, Аристарх Самийский и прочие много прежде лет Аристотелевых Гиппарха и Птоломей держаху, и юже прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, и ныне изящнейшие вси математики подражают: Солнце (аки душу мира и управителя вселенные, от него же земля и вси планеты светлость свою приемлют) полагают посреде мира недвижиму. Меркурия же на первом крузе...», и далее идет перечень планет, с указанием времени их обращения, и прилагается чертеж-план коперниковой системы." (Святский Д.О. "Очерки истории астрономии в Древней Руси")

Следует сказать, что иеромонах Епифаний был не каким-то "подпольщиком", а достаточно значимым церковным деятелем своего временем, сподвижником патриарха Никона. Более того, автор изданного АН СССР труда "Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России" Б.Е. Райков полагал, что упомянутый перевод был осуществлен по инициативе самого Патриарха!


На картине художника Алексея Кившенко иеромонах Епифаний (Славинецкий) - одна из центральных фигур, изображен стоящим справа, в черной мантии. (Иллюстрация с сайта http://www.foma.ru).

Конечно, с появлением "Зерцала всея вселенныя" гелиоцентризм ещё не стал "парадигмой" в России. Труд Епифания не получил слишком широкого распространения.
Тем не менее, в сухом остатке мы имеем:

- гелиоцентризм был известен в России уже в XVII веке, ещё в допетровское время;
- теория Коперника не почиталась у нас за ересь;
- первыми гелиоцентризм в Россию принесли "попы",

как бы это не рвало шаблон у воинствующих атеистов ;)



  • 1
Увы, в отличие от никонианина-книгосправщика Епифания Славинецкого, кое-какие староверы (не все, разумеется) стояли за геоцентризм еще сто лет назад. http://nikola-borisov.livejournal.com/43804.html http://nikola-borisov.livejournal.com/101880.html

Edited at 2013-10-07 02:03 pm (UTC)

Зы, и Чё? Коля, и кому ты сие утверждаешь? Моя половина предков староверы, принявшие доводы. Моя прабабка прокляла своего внука за принятие единоверия. Моя матушка учила меня креститься староверным недокукишем. Мне таки смешно, когда посткоммунистический креакл выступает за раскол моего народа.
Ты же не знаешь как оно...

И кто, спрашивается, народ раскалывает своими формулировками про "недокукиш"? Я-то думал, от такого лаяния, повторяющего формулировки конца XVII-начала XVIII веков, новообрядные давно отказались...

Edited at 2013-10-07 07:06 pm (UTC)

Вообще то "недокукиш" это старообрядческий термин. Кукишем староверы называли "никонианское" троеперстие :)

Я у староверов уже почти двадцать лет. Никогда не слышал, как староверы называют свое двуперстие "недокукишем" (при благоговении к Кресту Христову это кажется диким). А вот "кукишем" двуперстие называл в книге "Обличение" новообрядный митрополит Астраханский Никифор (+1682).

Коля ты в мАсковском втароверии: интеллигентском кукише РПЦ. Недаром у вас и Карпец и Дугин. Удобная позиция. И в Церкви и ругай её.
Посему народные привычки Керженца и Поволжских пустынь тебе не может быть знакомо. Как не в курсе Архангельский о судьбе немосковских небомондных православных Советского Союза.
Кукишем называли староверы троеперстие. В Поволжье единоверцы крестились и сейчас еще крестятся, прилагая больщой палец к середине указательного и среднего. Не классическое троеперстие и не старообрядческое двуперстие.
Родственники из бабушкиного согласия называли это "недокукишем".
В нормальной беседе это не обидно, но задиристо. Особливо, когда знаешь, что творил дядя Ваня на моих крестинах :) или о староверческих пищевых причудах.
Но родственников не выбирают. У меня среди родственников и Абдула Кадыров и маори есть.

Я был и в Поволжье, и с липованами общался (и в Москве, и в Париже), и с уругвайскими староверами, и с аляскинско-орегонскими. И не видел, чтобы кто-то, в том числе из единоверцев (видел я единоверцев-твоих земляков из Малого Мурашкина) крестился "прилагая больщой палец к середине указательного и среднего" -- только соединяя вместе их концы ;)

Коля у старообрядцев, что не деревня, то свое согласие. А Малое Мурашкино - это произведение одного батюшки. Образцово показательное :)
Как я понимаю, старообрядцы крестятся, по-твоему, не указательным и средним, прилагая большой к мизинцу и безымянному? Чудны дела. И какое же это двоеперстие?

\\\Коля у старообрядцев, что не деревня, то свое согласие.\\\

У поповцев все более или менее унифицировано за счет наличия епископата. Разнобой бывает разве что у беспоповцев, да и то не у всех согласий.

\\\Как я понимаю, старообрядцы крестятся, по-твоему, не указательным и средним, прилагая большой к мизинцу и безымянному? Чудны дела. И какое же это двоеперстие?\\\

Прости, оговорился: конечно, прилагая вместе концы, большого, безымянного и мизинца -- кстати, такая конструкция у не-староверов с непривычки не у всех в первый раз получается. А указательным и средним крестятся, немного подгибая средний, а указательный оставляя прямым -- символика того, что Христос, вочеловечившись, добровольно снизошел с небес на землю, приняв зрак раба с самую смерть.

"Прости, оговорился"
Ну и славно.
И чего я старовера учу? Все мои истые староверы уже похоронены. А их потомки в РПЦ.

А какого согласия были твори предки-староверы, если не секрет?

Как говорит маменька в деревне, "что не дом, то своя вера была".
Трудно восстановить точное согласие, так как у беспоповцев четкая классификация не возможна.
По традиции крещения: часть бабушкино согласие, по практике часть глухая нетовщина, был даже монастырь со староверками келейницами (им подкидывали детей, они их воспитывали до 2-3 лет, а бездетные или сердобольные у них их брали). Эх надо собрать воспоминания маменьки :(
Иконы были. В том числе меднолитые. По их наличию в доме и по перстосложению определяли "своих".
Способ перстосложения скорее всего из глухой нетовщины.
Я подозреваю, что хлысты есть извод глухой нетовщины.
Были и те, кто отказывался от осетрины и зайчатины, но не от свинины. Скорее всего влияние самостоятельного изучения Библии какого то начётника.
В общем, советская власть остановила эти безобразия.

В личку напиши ФИО, регалии, место работы и способ связи для судейства УМНИКа.

///часть бабушкино согласие, по практике часть глухая нетовщина///

То есть, в отличие от федосеевцев или новопоморцев-брачников, довольно немейнстримная и неорганизованная часть беспоповства, уже в пограничьи субъективно честных попыток быть православными -- и определенной сектантщины. В Москве таких и не найдешь (хотя своих сектантов полно).

///Были и те, кто отказывался от осетрины и зайчатины, но не от свинины.///

Зайчатина считается "поганой" и в мейнстримном староверии (поповстве в том числе) -- на это есть указание из дораскольного чина исповеди. Возможно, связано это со старинным способом добычи зайцев и кроликов -- ловчими петлями. В результате получается давленина с неспущенной кровью (а употребление крови запрещалось и в правилах святых апостол). Любопытно, что в дораскольных чинах исповеди запрещена и тетеревятина, хотя тетерев -- родственник курам, вполне кошерным у евреев, и халяльным у мусульман.

Обоснование было: "без копыт", а не про кровь. А осетр "без чешуи". То есть ссылка была не на апостола, а на Ветхий Завет.

///То есть ссылка была не на апостола, а на Ветхий Завет.///

Запрет на употребление в пищу крови -- тоже ветхозаветный, а апостолы его только подтвердили.

Коля, но другие пищевые запреты и еврейские обычаи были объявлены не обязательными для христиан из не евреев, разве не так?

Я Гаджиев Расим, профессор офтальмолог из Баку. Пишу о здоровье, мыслях и новых законах Хаоса, как в организме человека, так и в природе.
Для меня была бы честь иметь Вас в друзьях

  • 1