sharov43 (sharov43) wrote,
sharov43
sharov43

Category:

Cogito ergo sum

из  телеграмм канала епископа Саввы Cogito ergo sum
О вчерашнем вбросе «Церковь больше не будет освящать оружие».
Во-первых. Строго говоря, термин освящение должен относиться только к предметам, посвящаемым Богу: облачениям, сосудам и проч. Во всех остальных случаях можно говорить о благословении. И хотя в быту почти все используют расширительное значение термина «освящение», терминология церковных документов должна быть точной. К слову сказать, средневековый западный рыцарь, а тем более какой-нибудь тамплиер именно что посвящал своё оружие Богу при принесении рыцарских обетов Богу же и Церкви. Но очевидно, что нынче ситуация иная. Итак: мы говорим о благословении, но не об освящении (собственно так и есть в богослужебных книгах).
Во-вторых. Упомянутый вброс возник после одобрения Межсоборным Присутствием Русской Православной Церкви проекта документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга». Этот документ не является «решением», поскольку полномочий принимать общецерковные решения у Межсоборного Присутствия нет. Таковые полномочия принадлежат Архиерейскому Собору, который запланирован на ноябрь. Тогда и будет решение, равно как и будет опубликован итоговый текст. Итак: никаких решений пока нет.
В-третьих. Вброс возник, как кажется, в связи с крайне неудачным, но безусловно кликбейтовским заголовком в РИА Новости «РПЦ намерена отказаться от освящения оружия» к комментарию одного из участников работы Межсоборного Присутствия о.Филиппа (Рябых). Как всякий пересказ, этот комментарий не столь точен, как сам обсуждаемый текст. Тем не менее основная мысль комментария (но не заголовка) схвачена верно: главным адресатом благословения является воин, а не оружие. Оружия могут окропляться святой водой, но именно что в контексте благословения тех воинов, которые будут использовать это оружие. Ровно так же, как новая квартира будет окропляться только в присутствии будущих её жильцов, а не в пустой от людей новостройке, и молитва из чина благословения жилища будет звучать так: «Сам и ныне здесь жить желающих и через нас недостойных мольбы и моления Тебе приносящих, от всякого зла невредимыми сохрани, благословляя их и это жилище, и в безопасности их жизнь всегда сохраняй, изобильно все блага Твои им Твоим благословением на пользу подавая».
Вот и в молитве на благословение оружия указывается на воинов, (более того, их следовало бы называть поименно, хотя на практике последнее, конечно, затруднительно): «ниспосли твое небесное благословение на эти оружия и на этого раба твоего имярек, намеревающегося их носить ко укреплению и заступлению Твоей Церкви, сирот и вдовиц, и Твоего достояния на земли». Другими словами, практика благословения оружия вне контекста благословения воинов противоречит богослужебным текстам, да и смыслу церковного действия. А благословлять воина с его оружием — так это ещё преподобный Сергий Радонежский делал (о чём в проекте текста есть прямое упоминание).

https://t.me/kartezianec/2001
Tags: Дорога к храму, война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment