Каково будет бессмертие человека?
"...Невозможно предположить, чтобы апостолы, святители, преподобные не понимали Евангелия или, что «невыразимо богохульно», сознательно противились Христу, уча о конечности мучений непокорных и духовно мёртвых и «спасении всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных».
Эта победа над адом и смертью догматически точно показана на древней иконе Воскресения, где ад разрушен сошедшим в него Христом, и Он подаёт Свои руки и праведникам, и грешникам, выводя их из ада.
Необходимо при этом подчеркнуть, что все они писали о всеобщем воскресении и спасении не в духе оригеновского понимания апоката́стасиса, которым повторялось платоновское учение об освобождении души от тела и возвращение ее в состояние чистого духа до следующего грехопадения.
Замечательно также, что Церковь ни на одном Соборе, в том числе и на V Вселенском (553 г.), осудившем оригенизм, не обвинила ни одного из святых отцов, писавших о полном уничтожении ада Жертвой Христовой, ни их сочинения, ни богослужебные тексты, в которых содержались эти мысли.
Следует отметить, что «VI Вселенский Собор включил имя свт. Григория Нисского в число “святых и блаженных отцов”, а VII Вселенский Собор даже назвал его “отцом отцов”. Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осуждён оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апоката́стасис, находящийся в связи с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1Кор 15: 2-28»".
(С полным текстом статьи можно ознакомиться здесь https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/ucheb.. )